Государственные закупки
5.12.2019 /Вход в тендерный рынок: анализ целевой ниши
Тендерный рынок — наиболее актуальный тренд в развитии системы продаж малого и среднего бизнеса.
Но, прежде чем запускать данный канал продаж, настоятельно рекомендуется провести аналитику рынка.
Целевые задачи такой аналитики:
- оценка потенциала тендерных продаж по целевому сегменту компании
- оценка потенциала компании для эффективного использования тендерного канала продаж
Прежде всего, необходимо получить информацию, имеется ли и какова величина спроса на предлагаемые компанией товары, продукты, работы и услуги.
А во-вторых, следует хотя бы ориентировочно определить, располагает ли компания ресурсами для удовлетворения имеющегося спроса.
С учетом сказанного, логичными будут следующие аналитические процедуры:
- сплошной статистический срез (за период: 1 год) по целевому сегменту:
- объем тендеров: в количественном и денежном выражении
- средние показатели: начальная максимальная цена, уровень снижения
- сезонность размещения тендеров
- структура тендеров: по типу (44-ФЗ, 223-ФЗ), по видам процедур (аукцион, конкурс и т.д.)
- состав и структура (по бюджету, видам процедур) заказчиков
- состав и структура поставщиков (подрядчиков)
- выборочная оценка компонент (на примере 5-10 типовых тендерных процедур):
- техническая компонента: описание объекта закупки, требования к продукции/услугам, срокам исполнения
- экономическая компонента: анализ начальных и фактических цен контракта
- квалификационная компонента:
- для однокритериальных процедур: требования к поставщикам/подрядчикам
- для многокритериальных процедур: требования и критерии оценки поставщиков/подрядчиков
Следует признать, что на сегодняшний день практически отсутствуют секторы, ниши, сегменты, не охваченные спросом государственного и корпоративного заказчика. И, как правило, для компании любого размера найдется заказ. Но параметры регулярности и объема таких заказов являются определяющими при выстраивании тендерной работы.
Поэтому отдельный эффект такого анализа: возможность определить, какие ресурсы должны быть привлечены для развития тендерного канала продаж.
В частности, аналитика позволит принять решение о тендерном подразделении в компании.
Типовые альтернативные варианты:
- аутсорсинговое тендерное обслуживание
- один тендерный специалист
- внутреннее тендерное подразделение со специализацией по продуктовому, функциональному или процессному принципам